Регистрация

CAPTCHA

Регистрация

CAPTCHA
Этапы развития речи
на первом году жизни
Каждая мама, разбуди вы ее ночью, сможет сказать, какое слово было первым у ее малыша, а многие даже вспомнят, в какой день это произошло, сколько было малышу и во что он был одет. Одни произносят свое первое слово в 7 месяцев, другие — после года. Однако до момента, когда будет произнесено то самое «мама», «дай» или «папа», малыш должен преодолеть множество этапов развития речи.

Этап 1.

Плач

С рождения до 1–1,5 месяцев малыш выражает свои эмоции плачем. Недовольный крик, грустное хныканье, требовательный плач — у первой детской «речи» множество оттенков. Ученые многие годы бьются над созданием «переводчика» детского плача, и ходят слухи, что периодически где-то кому-то удается создать нечто подобное, однако никто, кроме близких, не может расшифровать эту «речь» малыша и понять, что необходимо крохе.

Родителей должен насторожить слишком пронзительный или напротив чересчур тихий крик на вдохе. Это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Также на этом этапе необходимо проверить слух младенца. Ведь если не будет слуха, не будет и речи впоследствии.

Как общаться?

Важно разговаривать с малышом, реагировать на его просьбы, выраженные плачем, комментировать свои действия. «Кто тут хочет молока? Иди скорее ко мне на ручки», «Кто тут такой недовольный? Ах, у нас мокрые штанишки». Активно включайтесь в своеобразный диалог с крохой и не обращайте внимание на мнение окружающих: с малышом нужно общаться с первых дней его жизни.

Этап 2.

Гуление

В возрасте 1,5–3 месяцев в «лексиконе» малыша появляются гласные звуки. А ближе к 3,5–4 месяцам к ним добавляются и согласные — Г, Б, К... Этот период еще называют периодом агуканья, поскольку малыш действительно частенько произносит нечто похожее на «агу». При этом все произносимые звуки хорошо интонированы. Ребенок активно агукает в ответ на речь взрослого.

Малыш может гулить и в одиночестве, как бы разговаривая сам с собой, но при появлении взрослого его гуление меняет окраску и становится ярко выраженным.

Как общаться?

На этом этапе развития все общение происходит на эмоциональном уровне. Очень важно поддерживать агуканье малыша, агукать в ответ и разговаривать с малышом.

Этап 3.

Лепет

Ближе к 6 месяцам «лексикон» малыша расширяется. Он начинает активно повторять простые слоги. Сначала бессвязно, а ближе к 9–10 месяцам уже вполне осмысленно. От крохи можно услышать первые «ма», «ба», «га». В это время происходит активная подготовка артикуляционного аппарата малыша к будущей речи.

Важно отметить, что на этом этапе начинается активное формирование пассивного лексикона младенца — он уже понимает не только интонации взрослого, но и большинство слов, обращенных к нему.Родителей должны насторожить носовой оттенок и затухание лепета — это повод обратиться к специалисту.

Как общаться?

Сейчас очень важно не просто разговаривать с малышом, но и петь для него простые ритмичные песенки, повторять слоги и фразы «дай-дай», «пока-пока», озвучивать свои движения. Также очень важно называть все предметы вокруг.

Этап 4.

Первые слова

К году в лексиконе малыша появляются первые 5–10 слов. Самое время — завести «волшебную» тетрадку и записывать туда придуманные малышом слова.

Как правило, первые слова — это простые повторения слогов «мама», «папа», «баба», «деда» и усеченные слова типа «ка» (каша), «пу» (капуста) и так далее.

К полутора годам в речи малыша уже насчитывается от 15 до 50 слов. Важно иметь в виду, что каждый ребенок индивидуален, и даже если в год малыш не говорит ни единого словечка, но демонстрирует отличное понимание речи, обращенной к нему, паниковать не стоит. Значит, просто еще не пришло его время заговорить.

Как общаться?

Даже одно слово малыша может быть настоящим предложением. Важно поддерживать разговор с малышом, продолжать насыщать его пассивный лексикон, озвучивать все свои движения и действия.

Также крайне важно не сюсюкать с ребенком и не поощрять употребление слов-заменителей: «ляля» вместо «кукла», «би-би» — вместо «машина». Да, это трогательно, но не идет на пользу формированию полноценной речи.

Можно уже начинать читать, учить короткие стихи и потешки, пытаться вместе петь ритмичные детские песенки — и просто получать удовольствие от общения с подрастающим малышом.

Оставьте свой комментарий

 

Осталось: 1024 символов.

Комментарии

Анна Томина: 25.11.2016 17:26:39

Наш ещё не говорит.

Ольга Малык: 03.11.2016 11:56:22

спасибо большое

Вандышева Татьяна: 03.08.2016 23:27:06

Спасибо!

Вера: 20.05.2016 04:59:19

спасибо!

Галина Протоклитова: 20.05.2016 04:13:03

очень полезная статья

Диана: 20.05.2016 03:42:57

Спасибо

Алена Гурченко: 20.05.2016 03:42:09

большое спасибо

Жанна: 20.05.2016 02:36:42

будем знать

Ксения Павленко: 20.05.2016 02:14:05

очень благодарна Вам

Вера Мигелева: 20.05.2016 01:51:16

полезная статья